Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»
(ФБУ «Администрация Ленского бассейна»)

Совместное заседание Федерального агентства морского и речного транспорта, правительства Республики Саха (Якутия) и правительства Иркутской области по вопросу «Итоги навигации 2020 г. и планам на 2021 год.

    29 октября 2020 года в режиме видеоконференции было проведено совместное заседание Экспертного совета Ленского бассейна, правительства Республики Саха (Якутия) и правительства Иркутской области. В традиционном обсуждении итогов навигации 2020 года и основных задач на 2021 год приняли участие руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай , заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, и.о.начальника управления внутреннего водного транспорта Федерального агентства морского и речного транспорта Игорь Злобин, и.о.Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Владимир Тарасенко, первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексей Колодезников, министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Анатолий Никитин, руководитель ФБУ "Администрация Ленского бассейна" Андрей Сахаров, первый заместитель-капитан Ленского бассейна Эдуард Недилько, члены правительства и Государственного Собрания РС(Я), члены правительства Иркутской области, руководство прокуратуры РС(Я), Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, Северо-Восточного управления МВД России на транспорте, Северо-Восточного управления Ространснадзора, Ленского филиала ФАУ «Российский речной регистр», Главного управления МЧС России по РСЯ, руководители коммерческих предприятий и судоходных компаний. 

В своем приветственном слове Александр Пошивай поздравил всех участников с окончанием навигации 2020 года и предоставил отчет о выполнении пунктов протокола предыдущего совещания.

    Участники экспертного совета заслушали доклады об итогах навигации, в которых было отмечено, что вскрытие реки Лена в границах Иркутской области произошло в сроки близкие к ранним. В районе п.Жигалово 16 апреля (ранняя дата 13.04), г.Усть-Кут 18 апреля (ранняя дата 16.04). Ледоход проходил при уровнях воды менее средних многолетних значений. 

           Открытие судоходной обстановки сразу после очищения от льда позволило судам ПАО «ЛОРП» доставить на быстромелеющую реку Амга весь запланированный объем каменного угля в размере 30,0 тыс. тн. На реке Вилюй своевременно выставленная судоходная обстановка и произведенные судоходные попуски с Вилюйского водохранилища в период 4 по 21 июня обеспечили завоз генеральных грузов на реку Вилюй в объеме 109 тыс. тн.    

Гидрологическая ситуация по реке Лена в навигацию 2020 года характеризовалась как близкая к маловодной, а на арктических реках Яна и Индигирка как маловодная. 

       Проведенные в навигацию 2020 года дноуглубительные работы на подходе к Якутскому речному порту и зимний ремонт ограждающих дамб позволил выдержать гарантированные габариты судового хода на подходе к речному порту в течение всей навигации, несмотря на снижение уровней воды меньше проектной отметки в период 26.09 – 30.09.   

       Ограничения по осадке на реке Лена в навигацию 2020 года не вводилось.      

В целом гидрометеорологическая обстановка на барах рек Яна и Индигирка в навигацию 2020 года была сложной. В период с 24.08 по 5.09 (13 суток) на баре р.Яна наблюдался сгон под действием которого уровни воды на баре снизились менее проектной отметки на 103 см, глубины соответственно уменьшились до 185 см. 

Маловодность не последний фактор, оказавший негативное влияние на судоходство и путевые работы в навигацию 2020 года. Лесные пожары в бассейне рек Лена, Вилюй, Алдан, Колыма значительно осложнили работу путейцев и воднотранспортных предприятий. В следствие практически нулевой видимости из-за дыма от лесных пожаров на реке Алдан, в целях обеспечения безопасности судоходства на участке п.Джебарики-Хая – устье р.Алдан 5 августа был введен запрет на движение судов вниз по течению реки Алдан. Данные ограничительные меры действовали до 12 августа. В дальнейшем с прохождением осадков ситуация незначительно улучшилась, но дымовая завеса еще продолжительное время затрудняла работу речников на реке Алдан.   

         В этих гидрологических и пожароопасных экстремальных условиях, для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов и безопасности судоходства на реках бассейна в навигацию 2020 года выполнялся комплекс путевых работ, включающий в себя дноуглубительные, выправительные, тральные работы, работы по навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов.

Судоходную обстановку обслуживали 73 бригады, тральные работы выполняли 3 тральные бригады, на русловых изысканиях задействовано 10 изыскательских партий, на водных путях содержалось свыше 16 тыс. навигационных знаков.

        В навигацию 2020 года изыскательскими партиями выполнено 497 съемок лимитирующих участков, тральными и обстановочными бригадами протралено 312,7 квадратных километров судовых ходов, что позволило своевременно принимать решение о приоритетности проведения дноуглубительных работ и вносить изменения в схемы ограждения судовых ходов. 

        Закрытие судоходной обстановки проводилось в сроки установленные Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта  о категориях средств навигационного оборудования и сроках их действия, кроме участка реки Алдан п.Джебарики-Хая – устье. На данном участке, действие судоходной обстановки было продлено на 3 суток до 15 октября. Данное продление вызвано задержкой работы транспортного флота по доставке каменного угля в пункты на реке Алдан из-за отсутствия видимости на водных путях вследствие лесных пожаров.            

         В настоящее время флот ФБУ «Администрация Ленского бассейна» находится в плановых пунктах отстоя, ведется его расстановка и подготовка к зимнему судоремонту.

          Навигация 2020 года, кроме преодоления проблем, связанных с мелководьем и лесными пожарами, ставших уже перманентными, отличалась  работой в режиме повышенной готовности с соблюдением необходимых мер безопасности в условиях сложной эпидемиологической ситуации.

Данное обстоятельство накладывало определенные сложности в части подготовки флота и комплектования экипажей судов. В связи с ограничительными мерами, введенными воднотранспортными образовательными учреждениями в части учебного процесса и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к гражданам, пребывающим из других регионов России,  в начальный период навигации возникали проблемы в своевременном комплектовании экипажей судов и доставки их к месту работы, в частности в арктические районы водных путей. Так, по состоянию на 1 июля с.г. в самый пиковый период навигации, укомплектованность экипажей судов в  РВПиС не превышала 75 процентов.  

          В свою очередь, ФБУ «Администрация Ленского бассейна», действуя в условиях особого периода противоэпидемических мероприятий, приняло все возможные меры по своевременному выходу технического флота на обслуживание водных путей. Инспекцией государственного портового контроля ведется работа по пресечению нарушений в бассейне реки Лена. В навигацию 2020 года проведено 1076 инспекций, из них 210 инспекции пришлось на пассажирский флот.

                По оперативным данным на сегодняшний день факты случайных отстоев в Ленском бассейне не зафиксированы. 

Для обеспечения судоходства в 2021 году, в рамках выделенного финансирования на выполнение государственного задания, планируется:

- обслуживать судоходной обстановкой 10949 км водных путей;

- объем дноуглубительных работ планируется в размере 2,0 млн. кбм;

 - планируется ввести в эксплуатацию 14 земкараванов, 74 обстановочные и 3 тральные бригады, 13 изыскательских партий.

    Участниками совещания намечены вопросы, необходимые к решению в навигацию 2021 года - обеспечение гарантированных глубин на внутренних водных путях Ленского бассейна, продолжение научно-исследовательских работ по разработке рекомендаций по оптимизации дноуглубительных и выправительных работ для обеспечения надежности трасс приоритетных участков водных путей, продолжение строительства технического флота для Ленского бассейна.



30 октября 2020 г. 13:59