Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»
(ФБУ «Администрация Ленского бассейна»)

ЖИЗНЬ БОЛЬШАЯ, ЯРКАЯ И ТРУДОВАЯ

Всю трудовую деятельность посвятили улучшению водного пути Ленского бассейна супруги Лесковы Александр Иванович и Вера Васильевна

С ранних лет Александр Иванович был связан с рекой. В 1938 году семья переезжает в Жигалово. где молодой паренек и начинает познавать работу путейца,  учится заочно в 10 классе. Вначале работал чертежником, затем техником в Жигаловском техучастке. Вскоре, как одного из инициативных работников,  Александра назначают начальником изыскательской партии Со-ляновских   мастерских ЛУРПа. Но трудиться на повой должности долго не пришлось. В 1942 году его призывают па фронт в Маньчжурию. Четыре с половиной года Александр Иванович находится в действующих войсках, принимает участие в боях против империалистической Японии. (Лесков Александр Иванович – участник боев с империалистической Японией. В составе 242 стрелковой дивизии участвовал в разгроме 6 – ой Квантунской Армии. Участник форсирования реки Холкин Гол) И  только в 1947 году он демобилизуется и возвращается  е Жигалово на прежнюю должность.

Вера Васильевна в военные годы училась в Благовещенском речном техникуме, который закончила в последний год войны. В августе ее направляют старшим техником изыскательской партии в Жигаловский техучасток. Здесь и соединяются судьбы Веры Васильевны и Александра Ивановича. Молодые специалисты не остались вдали и от общественной жизни поселка. Вера Васильевна была избрана народным заседателем, а Александр Иванович-депутатом поселкового совета. Одна за другой рождаются у супругов три дочери, но Вера Васильевна ни на один год не прерывает трудового стажа. С выходом в 1950 году на Лену в районе Усть-Кута железной дороги участок реки от Качуга до Усть-Кута теряет свое транспортное значение и становится условно-судоходным. Путевые работы на нем, сводятся до минимума и уже не было необходимости содержать технический участок пути, базировавшийся в Жигалово. Вместо него было решено организовать новый — в поселке Витим. Пока проводились организационные мероприя­тия, Александра Ивановича переводят в Якутск заместителем начальника службы пути, а за­тем в ноябре 1951 года назначают начальни­ком  Витимского технического участка.

    • Официальная дата рождения техучастка — 1 января 1952 года, но создаваться он начал именно осенью 1951 года,— вспоминают Александр Иванович и Вера Васильевна. — Выгрузились мы в ноябре на берег, уже шел снег, стали искать квартиру. Своего жилищ­ного фонда в техучастке долго не было. Квар­тиры для работников арендовали у местных жителей. Контора находилась также в арен­дованном. доме.

Вновь организованный техучасток испыты­вал большие затруднения и в другом. Не бы­ло соответствующих транспортных средств ни в хозяйстве, ни для обслуживания обстановки пути.  Часть сооружений строились зимой с подвозкой камня на лошадях. Камень заго­тавливался по берегам реки вручную с помо­щью тачек. В Витимском техучастке не бы­ло и своего пункта отстоя. Суда отстаивались па берегу в поселке. Впоследствии в ведение техучастка был передан отстой на Виске.

В таких сложных условиях начинал свою работу вновь организованный Витимский тех­участок. Большой опыт, высокое чувство от­ветственности руководителя позволили за ко­роткое время А. П. Лескову преобразить обслуживаемый  участок.

Много внимания уделял Александр Ивано­вич своему небольшому коллективу. Умело поставленная, без громких фраз воспитатель­ная работа, где на первом месте стояла забота о людях, позволили сплотить всех в крепкий и работоспособный коллектив. Будучи сам по натуре человеком дисциплинированным, он пользовался высоким авторитетом  у своих подчиненных.

За 14 лет, которые проработали супруги в Витиме, неузнаваемо изменилась жизнь кол­лектива, укрепилась его материально-техни­ческая база. В путевом хозяйстве уже работа­ло три земснаряда, настоящий громадный за­вод. многочерпаковый земснаряд «Ленский- 266». Па службе у путейцев появились уни­кальные плавучие машины, шаланды, мощ­ные буксировщики. Судоходная, обстановка была полностью электрифицирована на всем протяжении участка. Обслуживание обстанов­ки проводили бригады, возглавляемые опыт­ными путевыми мастерами.

Расстраивался поселок.  Росли дочери. Ко всем радостям, семейной жизни, а жили Вера Васильевна и Александр Иванович дружно, добавились еще две: в 1960 году Веру Васи­льевну принимают в члены КПСС, а в 1963 Александр Иванович заканчивает заочное от­деление гидротехнического факультета Ново­сибирского института инженеров водного транспорта. Через год его назначают па долж­ность руководителя одной из важнейших служб БУП а — службы пути. Вера Васи­льевна здесь же работает инженером, затем ее в 1970 году переводят инженером техничес­кого отдела.

Много перемен произошло за эти годы и на работе и в личной жизни. Все дочери выу­чились, получили высшее образование. В 1975 году Вера Васильевна справила двойной юби­лей — 50-летие со дня рождения и 30-летие работы в ЛБУПе. За многолетнюю, безупречную работу и большой вклад в развитие путевого хозяйства она, как один из грамотных й дисциплинированных специалистов, награж­дена медалью «Ветеран труда». Эта награда пополнила их семейный арсенал, в котором медаль «За победу над Японией», «За доблест­ный труд», «Знак почета»,  значки «Отличник соцсоревнования МРФ», «Ударник девятой пя­тилетки», «Победитель соцсоревнования» 1973 и 1978 годов Александра Ивановича и много­численные грамоты супругов.

Пройден большой, трудовой путь. Путь слож­ный, трудный и почетный. Ветераны уходят на пенсию и уезжают в город Троицк Мос­ковской области, к своей старшей дочери. Но и там они не оставались в стороне от больших дел речников нашей страны. 

Это особая порода людей: сильные, жизнестойкие, упорные, крепко знающие свое дело, со своим мнением. Это - люди четкой позиции, твердых взглядов и убеждений, подтвержденных колоссальным жизненным опытом, которых они никогда не меняют.

Александр Иванович выделяется из толпы - он не пафосничает, не важничает, простой и человечный, с живым, проницательным, но очень теплым взглядом. Одним словом, располагает. Таких сразу видно, они - особенные. Еще бы: сибиряк, речник - всю жизнь на Лене- матушке, легок на подъем и энергии - хоть отбавляй.

В свои девяносто лет он проявляет завидную активность. Ну, как не восхищаться. 



5 мая 2021 г. 11:04